ПСИХОЛОГИ ЗАДУМАЛИСЬ, ПОЧЕМУ ЛЮДЯМ НУЖНА СЛАВА

Да, деньги и власть манят, но многие стремятся не только занять офис в конце коридора и дом у моря. Они хотят, чтобы люди сворачивали шеи, оглядываясь на них, а увидев, смотрели во все глаза; чтобы, когда они входят в полный народа зал, смолкал гул голосов. Они постоянно заняты, постоянно говорят о своих новых проектах — сценариях, мемуарах, реалити-шоу, чтобы удовлетворить такое естественное и такое незаметное желание.

"По-моему, люди хотят, чтобы их замечали, желали, любили, чтобы посторонние интересовались их делами, вплоть до того, что они ели сегодня на обед, — говорит 26-летняя Кайсар Ридха, любимица публики из популярного в США телешоу "Большой брат". — Это странно и чудно, потому что, как только на вас начинают обращать внимание, хочется побольше оставаться в тени".

Психология почти игнорирует славу как основной мотив поведения человека. Считается, что она связана с мелкими, слишком уязвимыми чувствами. Она очень часто переплетается с другими мотивами, чтобы рассматривать ее всерьез. Но в последние годы некоторые социологи по-другому взглянули на славу, стали сравнивать ее с другими целями, замерять ее психологическое воздействие, давать характеристики тем, кто упорно к ней стремится. Люди, одержимые всепоглощающим желанием стать широко известными, отличаются от тех, кто изначально жаждет богатства и влияния.

Такое страстное желание может обостряться с возрастом, по мере того, как шансы прославиться убывают. "Но мотив никогда не умирает, и когда мы понимаем, что в этой жизни нам славы не добиться, мы выбираем другой путь к ней — посмертный", — говорит психолог Орвилл Гилберт Брим, который завершает работу над книгой "Слава как мотивация". Книга основана на собранных и проанализированных им данных. Работу спонсировал Фонд Макартуров.

"Это похоже на средневековую веру в жизнь после смерти, когда люди хотели скорее умереть, чтобы зажить лучше, — говорит д-р Брим. — Вот насколько сильна эта вера".

Стремление выделиться в обществе проявляется во всем мире, даже среди людей, для которых особое положение неприемлемо и нежелательно. Например, в сельской местности в Индии считается, что вдовы должны вечно скорбеть, вести аскетическую жизнь, скромно питаться и одеваться. Но, как говорит социолог из Чикагского университета Ричард Шведер, даже они хотят выделиться. "Многие из них соревнуются, кто праведнее, — рассказывает д-р Шведер. — Могут сказать, что не едят ни рыбы, ни мяса, ни яиц, даже не заходят в дома, где едят мясо".

В крупных городах с их обилием СМИ желание быть непохожим на других чаще означает стремление стать знаменитостью, и эта тенденция наблюдается в разных культурах.

Исследования, проведенные д-ром Бримом в городах Китая и Германии, показали, что около 30 процентов взрослых постоянно мечтают стать знаменитыми, а более 40 процентов довольствуются временной славой в какой-либо период жизни.

Примерно такой же уровень наблюдается и в США. Среди молодежи он выше.

Как бы они ни мечтали о славе, лишь один-два человека из ста считают ее своей самой желанной целью, перекрывающей все другие, свидетельствуют собранные д-ром Бримом данные.

"Это — определенный тип людей, которые считают, что только если они прославятся, их жизнь будет иметь смысл, — говорит психолог Тим Кассер из колледжа Нокс в Иллинойсе. — Все мы ищем смысл в жизни, и это один из способов попытаться найти его".

Исследователи, включая д-ра Брима, проследили связи между желанием прославиться и социальным отторжением и невниманием. Слава оказалась отличным лекарством от невнимания со стороны духовно или физически отсутствующих родителей.

Ученые и некоторые прославленные мемуаристы, похоже, соглашаются, что при всех ее достоинствах слава берет свое. Как написал историк Лео Броди, "за каждым шансом стать целостной личностью прославившись притаился палач, готовый расчленить эту личность".

Излишнее самосозерцание может почти любого человека погрузить в тоску по поводу испорченных отношений и утраченных возможностей, говорят психологи. Прославленным людям больше других приходится судить о себе, основываясь на чужих взглядах.

Д-р Брим, которому сейчас 83 года, много думал о том, как глубокое желание достигнуть такого неизведанного и заманчивого состояния может сказаться на поведении людей старшего возраста.

"Я пришел к выводу, что может случиться по-разному. Например, найдется другая цель жизни, — говорит он. — Это может быть большая любовь, если повезет. Или более глубокая вера в Бога. Думаю, многие люди переживут понимание того, что не прославятся и ничего с этим поделать не могут".

Источник: http://www.inauka.ru/psychology/article67455.html